Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Танец на чемоданах

Концерт в Большом в честь Алексея Ратманского

Накануне Нового года в Большом театре заплясали даже капельдинерши. Балетный глава Алексей Ратманский отмечал уход с руководящего поста грандиозным концертом.

Семнадцать номеров программы пролетели быстро: герой торжества отменил выходы на поклоны, да и сам на них в финале не вышел, так что в зале если кто и роптал, то только из-за невозможности аплодировать любимым артистам. В программе встречались уникальные моменты. Например, участие Нины Ананиашвили. Увидеть ее во фрагменте балета «Лея» — ныне немыслимая редкость: этот балет Ратманский когда-то поставил специально для нее. История еврейской девушки, которой овладел демон из недр каббалы, стала не только подарком, который Нина сделала балетмейстеру — коллеге и другу, но и жестом доброй воли. Есть правда, вероятность, что Ананиашвили выступит в Москве будущим летом, но уже не на сцене ГАБТа — по приглашению худрука Музыкального театра Сергея Филина она, возможно, станцует главную партию в новом балете «Маргарита и Арман».

Диана Вишнева, которая показала фрагмент «Золушки» (постановка Ратманского в Мариинском театре), тоже не балует ГАБТ своим присутствием: после того как несколько лет назад девять балерин Большого во время чаепития с директором восстали против намеченного приглашения питерской конкурентки на работу в Москву.

Но для Ратманского Вишнева готова забыть обиды. (Кстати, московские балетоманы теперь смогут часто видеть Диану: все тот же креативный Филин заполучил Вишневу в подведомственный ему театр в качестве «приглашенной звезды».)

Наша собственная прима Светлана Захарова тоже не отказалась станцевать вслед уходящему Ратманскому. В конце концов, именно ему она обязана своим появлением в афише «Корсара», где в сцене «Оживленный сад» у Захаровой есть возможность продемонстрировать красивые линии своего совершенного тела, что звезда и делала во время концерта.

Панорама номеров из балетов худрука, сама по себе впечатляющая, отмела все сомнения (если у кого они были) по поводу значимости хореографии Ратманского для этой труппы.

Дмитрий Гуданов — экзотическая птица в «Снах о Японии», Нелли Кобахидзе в пронзительных «Русских сезонах», та же Захарова и Андрей Меркурьев в нервно-философском «Среднем дуэте», размышляющем о бренности, — все они стали другими после работы с умным и изобретательным современным хореографом, у которого гротеск и ирония слиты с драматизмом и лирикой. Что уж говорить о фрагменте из «Светлого ручья», где Ратманский раскрывается как превосходный комедиограф.

Впрочем, концепция вечера не только в демонстрации возможностей артистов, хотя бывший худрук им говорил: важнее артистизм и творческое начало, а не формальная чистота привычного танца. А творчество появится, если труппа не зациклится на узком круге классических названий и даже на опусах начальства, но освоит хорошее и разное в мировом масштабе. Прощальный вечер включал не только балеты Ратманского, но и отрывки из спектаклей, поставленных при нем, а это россыпь названий и стилей. Советский «Класс-концерт», реконструированное «Пламя Парижа», европейские «Сон в летнюю ночь» и «Треуголка», американская «Комната наверху», кубинская «Кармен». Классика и испанский танец, модерн-данс и джаз, строгость и непринужденность, пуанты и кроссовки.

И ватага великолепной молодежи, которая состоялась и получила известность именно при Ратманском, — Наталья Осипова, Иван Васильев, Екатерина Крысанова, Денис Савин

В общем, были овации, цветы и улыбки, был гостевой танец дуэта из Нью-Йорка и упоительно смешной марш капельдинерш, которых сыграли ветераны из театрального хора. А что Ратманский? Пакует чемоданы. С 1 января он оставляет Москву и на пять лет принимает дела в Американском театре балета (АБТ). В ведущую заокеанскую труппу Алексея пригласили на должность artist-in-residense: он уверяет, что на русский язык это точно и не переведешь, но зарплату зря платить не будут. Прежде всего, конечно, востребованы его балетмейстерские способности — хореографов, умело работающих с классической лексикой, в мире не густо. Ратманский уже показал себя в Штатах, правда, в других труппах. Он делал спектакли в Балете Сан-Франциско и в «Нью-Йорк-сити-балле», получая хорошую прессу. К тому же Михаил Барышников, чье мнение в мире балета США непререкаемо, не только морально поддерживает Ратманского (мэтр устроил прием в честь московского гостя в собственном нью-йоркском центре искусств), но и заказал ему хореографический номер для себя.

Совместная работа состоялась прошлым летом — и, говорят, к удовольствию обеих сторон.

Первой работой Ратманского в АБТ станет балет «На Днепре» на музыку Прокофьева. Алексей вообще набрал обязательств, как вол с поклажей. Сначала в январе начнется постановка «Конька-Горбунка» в Мариинском театре. На этом проекте сошлись интересы и главы Мариинки Валерия Гергиева, мечтающего заполучить Ратманского в свой театр, и семьи Родиона Щедрина с Майей Плисецкой. Щедрин, автор музыки «Конька», уже имел удовольствие видеть, как Ратманский ставил его балет «Анна Каренина», а Плисецкая давно симпатизирует Алексею, еще в бытность того танцовщиком. Потом случится далекая Австралия, которая прослышала о способном московском постановщике. Ратманский поставит там балетную комедию по старинной пьесе Гольдони — о буднях некоего типового театра. То есть стареющие примы с мерзким характером, не привыкшие к отказам покровители балерин с толстым кошельком, не в меру честолюбивые дебютантки и закулисные интриги гарантированы.

Кстати, об интригах.

Они хоть и доставали худрука на протяжении его московской жизни, но вроде бы не отбили у Ратманского желание работать со многими московскими танцовщиками.

Он умеет отделять зерна от плевел, то есть открытый поискам талант одних исполнителей от зависти и ограниченности других. Именно часы, проведенные в репетиционных залах ГАБТа (а не в кабинете), худрук называет самыми счастливыми. Так что в Большой театр Ратманский вернется, правда, не скоро, не раньше 2010, а то и 2011 года. К тому времени его любимый композитор Леонид Десятников специально для хореографа напишет партитуру балета «Утраченные иллюзии» (по роману Бальзака). Подбивает клинья к Ратманскому и Музыкальный театр: Сергей Филин во время службы в ГАБТе не всегда мог примирить личные амбиции с позицией Ратманского, но теперь, как худрук, понимает, что его бывший начальник — хореограф уже с мировым именем.

Жаль только, что Большой театр потенциально имел возможность, но не смог удержать одного из немногих, если вообще не единственного в стране, ставящего хореографа международного масштаба. Получается, что незаменимых у нас нет. Как всегда.

Новости и материалы
Лодочный поселок загорелся в Дубне
В Ростовской области введен режим повышенной готовности
Беспилотник уничтожили над Белгородской областью
Минобороны назвало суточные потери ВСУ в зоне российской группировки войск «Днепр»
В России ужесточили правила установки дорожных камер
Дочери Александра Михайлова сделали предложение прямо на сцене
Минобороны РФ раскрыло число уничтоженных украинских БПЛА и снарядов HIMARS за сутки
Южная Корея пообещала КНДР «невыносимые меры» в ответ на запуск воздушных шаров с мусором
Российские следователи направили в суд почти 300 дел в отношении военных ВСУ
В Москве трехлетний ребенок выпал из окна девятого этажа и выжил
Телеведущий Арчи о матери: «Я разрушил ее жизнь»
Минобороны назвало потери ВСУ в зоне западной группировки ВС РФ
Беглов выдвинут кандидатом на пост губернатора Петербурга
Минобороны США рекомендовало пользователям регулярно перезагружать смартфон
Петербуржец избил молотком племянника до разрыва сухожилия
Швейцарский самит по Украине назвали фейковым мероприятием
Экстрасенс Гецати раскрыл тайну бывшей солистки «ВИА Гры»
В США считают, что ударов западным оружием по территории РФ не хватит ВСУ для победы
Все новости