Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Россия примерит французский FRAC

В Россию привезут коллекцию французского фонда современного искусства FRAC

В августе в Москве в рамках Года Франции в России выставят коллекцию фонда современного искусства Бретани. В ответ в бретанский Брест в сентябре повезут выставку инсталляций современных русских художников из коллекции Государственного центра современного искусства. Чем структура FRAC отличается от ГЦСИ и зачем Франции понадобился фонд современного искусства в каждом регионе, организаторы Года России — Франции рассказали журналистам в Париже.

Больным для России вопросом – проблемой дисбаланса между столицей и регионами – власти Франции занялись еще в 80-е годы. Тогда культурная жизнь Парижа настолько контрастировала с развитием остальных провинций, что дело потребовало государственного вмешательства, в том числе и в сферу современного искусства.

Так появилась концепция FRAC (Fonds régionaux d'art contemporain) – региональных фондов современного искусства. Деньги для их создания взяли из государственного и региональных бюджетов. Фонды должны были собирать новые коллекции из произведений современников (это было обязательным условием) – французов и иностранцев – и выставлять их в провинциях, воспитывая вкус местной публики.

Подразумевалось, что FRAC не будут походить на классические музеи: одним из пунктов концепции было «массовое распространение визуального искусства».

Поэтому отдельного здания для FRAC не выделяли: «Была популярна идея так называемой коллекция без места – искусства, которое показывает себя людям там, где его совершенно не ждут и где к нему не привыкли. Это и есть главное призвание FRAC», — говорит директор регионального фонда современного искусства Иль-де-Франса Ксавье Франчески. Картины и скульптуры начали выставлять в библиотеках, мэриях, школах, госучреждениях — местах, куда люди «ходят не за искусством». При этом коллекция FRAC Бретани не должна походить на собрание FRAC Бордо и отличаться формой подачи от выставки FRAC Марселя.

Фонды могут обмениваться коллекциями, но у каждого обязательно должен быть свой собственный проект.

Будучи формально независимыми, фонды находятся под эгидой министерства культуры и местных властей и финансируются из государственного бюджета. Например, мансарды на время выставок художникам предоставляет мэрия принимающего города. Но денег все равно не хватает, поэтому средства поступают также от частных и корпоративных спонсоров.

FRAC стали успешным госпроектом. В одном только хранилище FRAC региона Иль-де-Франс тысячи произведений, во всех фондах – 32 тысячи. «Это одна из крупнейших коллекций современного искусства в мире», — говорит Франчески. Но, по сравнению с бурными 80-ми, сейчас дела идут по-другому. В 90-х годах появились более консервативные фонды второго поколения – они все же обзавелись собственными зданиями, своими площадями для выставок. «Структуры росли — появились рабочие коллективы и собственные коллекции, которые где-то надо было хранить. Многие FRAC – Рена, Марселя – строят в это время отдельные здания, приближаясь к идее традиционного музея, но продолжают распространять искусство в других местах», — уточняет Франчески.

FRAC Иль-де-Франса, который называется «Плато» (ассоциацию FRAC называют «Платформой»), получил свое здание благодаря активности парижан. Раньше в доме на улице Алуэт в 19-м округе был телецентр, где продюсировали большинство передач для госканалов. Потом, когда появились частные телекомпании, он постепенно опустел — и здание стало ненужным. Пришли инвесторы, которые решили его снести и построить жилой комплекс. Но жители небуржуазного рабочего квартала не захотели расставаться с центром светской жизни района: в телецентр приезжали знаменитости, он был местом встреч друзей, кафе и бары около него всегда были переполнены.

Парижане выдвинули условия: новые дома можно строить, только если вместе с ними организуют новые ясли и не снесут здание телецентра.

«Сделайте в нем какой-нибудь музей: у нас в квартале ничего такого нет», — сказали жители бывших рабочих предместий района Бельвиль застройщику и властям. Мэрия от их требований отказалась, чиновники минкультуры тоже – они в тот момент были заняты обустройством Токийского дворца – круглосуточно открытого центра современного искусства в центре Парижа. Тогда горожане пошли к региональным властям Иль-де-Франса, которые, помимо Парижа, отвечают еще за 8 департаментов. А те как раз искали здание для FRAC. Так в здании на углу улиц Алуэт и Кардукси оказался FRAC, его хранилище и выставочный зал.

В июне здесь впервые показывают шотландца Чарльза Авери – его проект сверхнаселенного особыми существами острова и его главного города, Onomatopoeia. При этом гордый своим проектом куратор выставки Франчески признает, что FRAC других регионов, например Бретани и Бордо, – достойные конкуренты фонда современного искусства Иль-де-Франса и парижане ездят смотреть их коллекции.

Французским экспертам известно, что противопоставление Москвы и России в смысле современного искусства катастрофическое.

Программы децентрализации, аналогичной французской, на госуровне нет. Генеральный комиссар Года Россия — Франция Николя Шибаефф слышал о проекте нового культурного центра России – Перми, но согласен, что личной инициативы для его развития мало. Весьма вероятно, что амбициозная миссия, которую взяли на себя губернатор Олег Чиркунов, мэр Игорь Шубин и сенатор Сергей Гордеев несколько лет назад, провалится с уходом одного из чиновников.

Французские же FRAC, финансируемые госбюджетом и поддерживаемые минкультуры, — организации более стойкие.

Они носят статус независимых небюджетных общественных организаций, во главе которых стоит президент, а в попечительском совете состоят авторитетные деятели современного искусства. Шибаефф не исключает, что успешный опыт культурной децентрализации Франции может пригодиться и в России.

Новости и материалы
ФРГ планирует поставить Украине еще три РСЗО HIMARS производства США
Испанский судья назвал катастрофой незасчитанный гол «Баварии» в ворота «Реала»
Вера Брежнева заинтриговала фото с бриллиантовым кольцом на пальце
Лукашенко заявил, что Украина не должна быть плацдармом для нападения
«У него ноги не шли»: томичка рассказала, как спасала 98-летнего ветерана ВОВ на параде Победы
На китайском рынке появился автомобиль Panda Karting от Geely
Армянская оппозиция рассказала, сколько займет процесс импичмента Пашиняна
Названа родительская ошибка, ухудшающая поведение ребенка
Стало известно, помогает ли цинк быстрее избавиться от простуды
В Новосибирске самокатчик угрожал водителю пистолетом
Популярный рэпер умер на сцене от усталости
Губерниев: умные люди от Олимпиады не отказываются
Власти Швейцарии пытались отменить церемонию 9 мая в Базеле
Гигантское пятно на Солнце стало видно невооруженным глазом с Земли
Лукашенко пообещал лично рассмотреть обращение польского судьи об убежище
«Реал» лишился ключевого игрока на финал Лиги чемпионов
Венгрия поддержала мирный план Китая по Украине
Зеленский уволил главу госохраны после «предотвращенного покушения»
Все новости