Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Математика иллюзий

В Большом театре состоялась премьера балета Ратманского и Десятникова «Утраченные иллюзии»

Большой театр при поддержке фестиваля «Черешневый лес» показал премьеру балета «Утраченные иллюзии». Хореограф Алексей Ратманский вдохновился романом Бальзака и музыкой Леонида Десятникова.

Ратманский известен любовью к советской балетной эстетике: точно так же апологеты «актуального искусства» обожают живопись того времени и хвалят картины вроде «Сталин и Ворошилов на прогулке, или Два вождя после дождя». Постановщика вдохновил не великий Оноре, а довоенное балетное либретто, написанное по мотивам романа «Утраченные иллюзии». И несохранившийся спектакль 1936 года, где Корали и Флорина стали балеринами, а Люсьен – композитором. Спектакль, наполненный разоблачением «их нравов», большой удачей не стал, несмотря на Галину Уланову в главной роли, но Ратманский решил попробовать еще раз.

Ностальгия постановщика не распространилась на прежнюю партитуру — музыка была заказана Леониду Десятникову. И соратники принялись играть, подвергая понятие иллюзии всестороннему анализу.

Это балет стоит прежде всего слушать. Десятников, который честно говорит «моя музыка вдохновляется чужой», пожелал, чтобы мы вспомнили и великих романтических авторов, и сочинителей простоватых балетных «музычек». В умилительные мелодии рояля и струнных, обыгрывающих опусы Листа с Шуманом, вклинивается ирония духовых; в иные моменты из оркестровой ямы гремит откровенный гротеск. Но есть эпизоды, где авторские миноры а-ля ноктюрн Шопена пробирают насквозь, а в начале и в конце балета женский голос с тоской поет стихи Тютчева. Может быть, роскошная партитура, интерпретированная дирижером Александром Ведерниковым, – это расчетливая иллюзия искренности?

Хореограф в это время решает собственные задачи. Понятно, почему Ратманский считает прежнее либретто «очень театральным»: по ходу действия публика видит два «балета в балете» с разными типами романтического «местного колорита». Первый, возвышенно-мечтательную «Сильфиду» (тоже спектакль об утрате иллюзий), Люсьен пишет для своей возлюбленной — идеалистки Корали. Второй, разухабисто-фольклорный опус «В горах Богемии», он, поддавшись слабости, сочиняет для конкурентки Корали, коварной Флорины. Знатоки вспомнят, что в основе противостояния героинь лежит реальное соперничество великих балерин 19 века — Марии Тальони и Фанни Эльслер.

Первая как раз и показала Европе «Сильфиду», поразив невиданным новшеством — танцем на пуантах.

Вторая прославилась в ролях бравурного плана, и композитор делает парафразы «Качучи» — легендарного танца Эльслер. Во вставном балете о сильфидах Ратманский стилизует сегодняшние иллюзии о романтическом спектакле (в реальной «Сильфиде» кордебалет не танцевал на пуантах). А в балете про Богемию высмеивает собственную редакцию «Корсара» и трюизмы старинных постановок, от «грозных» разбойничьих плясок до соблазнительных па прекрасной пленницы, на раз очаровывающей атамана, и «коня», которого смешно изображают два танцовщика.

Второй слой интересов Ратманского – простодушный советский «драмбалет», танцевальный спектакль, в котором поддерживают иллюзию сценического «реализма».

Достигается это за счет обильной пантомимы и смачных бытовых деталей. И вот театральная консервативная общественность негодует руками, когда слышит новаторскую партитуру Люсьена. Покровитель балерин и хозяин жизни двигается как истинный мерзавец — вразвалочку, выпятив нешуточное пузо. В угаре маскарада творца толкают негодяи в звериных масках: так унижается достоинство. Уродливая клака водит хоровод вокруг богатого кормильца, раздающего деньги за иллюзию успеха. А сам кормилец декоративно покупает талант, подсказывая автору музыки пошлый галопчик и тряся купюрами перед композиторским носом. Честно говоря, это тянет на пародию, хотя поставлено, кажется, всерьез. Постановщик попадает в капкан выбранного им иллюстративного либретто, забывая про отнюдь не наивную партитуру Десятникова. И там, где у композитора многозначные вопросы, в постановке простые ответы, что странно для Ратманского, обычно чуткого к музыке.

На пресс-конференции хореограф намекнул, что название спектакля вполне подходит «для поколения, страны и балета».

Иллюзии, по Ратманскому, в принципе «неосязаемое понятие», потому что глобальное. Французский сценограф Жером Каплан, тоже эстет не из последних, ухватил мысль на лету. Он насытил декорации оттенками бежевого и серого, отчего они походят на выцветший дагерротип. Ведь наши представления о старине – это иллюзия истории. Костюмы тщательно соблюдают моду бальзаковских времен и тоже не оглушают красками: яркие в них, пожалуй, только ленточки на женских шляпках. Поверх и внутри любого места (будь то здание парижского театра, мансарда Люсьена, карнавал во дворце герцога или театральное закулисье) бегут облака — естественный символ бренности. В финале, когда предавший, преданный и исписавшийся композитор врывается в квартиру Корали, сцена изысканно пуста.

Герой заканчивает грустное соло, прислоняясь головой к дверному косяку — единственному предмету обстановки.

Безусловную похвалу надо произнести героиням «Иллюзий»: Наталье Осиповой (Корали) и Екатерине Крысановой (Флорина). В их руках, точнее ногах, был замысел Ратманского – сыграть на разнице между воздушной («Сильфида») и земной, «партерной» техникой классического танца («В горах Богемии»). И балерины не подвели постановщика. Осипова пронзала воздух сериями сисонов (прыжки с двух ног на одну), томно скользила в па-де-ша (па кошки) и красиво грустила, расставаясь с любовными фантомами. Элегантно-разбитная Крысанова вертела фуэте на столе, и так и сяк демонстрировала владение пуантами, стреляла глазками и чертила ногами сложные узоры на полу. Ян Годовский в роли хореографа парижской Оперы был так убедительно взбалмошен, что стало понятно, зачем он, недолго побыв заведующим труппой балета ГАБТа, ушел обратно в солисты: явно не натанцевался. Очень неплоха и массовка. Видимо, в память о своей руководящей работе в Большом театре Ратманский поставил сцену репетиции в Парижской опере. Ее труппа демонстрирует трудовые будни: капризно ругается с хореографом, изображает фразу «я это танцевать не буду» и завидует чужому успеху.

Исполнитель роли Люсьена Иван Васильев известен как виртуозный трюкач в «Дон Кихоте» и танцовщик героического плана в «Спартаке».

Партия с рефлексией – решительный вызов собственному амплуа. Сражение с собой не всегда проходило гладко, особенно когда Васильев, прижимая к груди папку с нотами и широко распахивая глаза, изображал робость. Но если фабула предписывала герою взволнованно-спонтанные танцы, Иван вполне убедительно, хотя и простовато, разыгрывал метания от творчества и любви к славе и деньгам. Особенно хороши эпизоды, когда Люсьен смотрит премьеру собственного балета о сильфидах и отождествляет себя с персонажем, вторя его порывистым па. И тут коренится отличие новых «Иллюзий» от старой постановки. В советском спектакле частные судьбы были винтиками в показе общественных отношений. Ратманский, наоборот, норовит общее сделать частным. В этом смысле ему все равно, о чем ставить – о Парижской опере, советском колхозе или Французской революции. Все равно получается балет о судьбах людей в эпоху социальных потрясений.

Новости и материалы
Стало известно о проблемах украинцев при поиске работы в Британии
Мартышку, искусавшую троих людей в Хабаровском крае, поймали
Огнеборцы локализовали пожар на овощебазе в Краснодарском крае
Подросток украл у родителей дорогие часы и драгоценности из-за угроз мошенников
Система ПВО уничтожила беспилотник ВСУ в Белгородской области
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса Зеленского
Российские школьники рассказали, как чувствуют себя перед ЕГЭ
Москвичам пообещали теплую погоду 19 мая
Российская авиация поразила неуправляемыми ракетами позиции ВСУ
Израильский министр пригрозил выходом из правительства Нетаньяху
Израиль сообщил об уничтожении около полусотни террористов в Рафахе
Губернатор Ленобласти опроверг атаку на нефтебазу в Выборге
На Украине рассказали о разочаровании Зеленского действиями Запада
В секторе Газа погибли 17 человек из-за удара Израиля
Офтальмолог рассказала, как защитить глаза от солнца
Назван показатель, в котором «Ванкувер» лучший во всей НХЛ
В Белгородской области после атаки беспилотника ВСУ загорелся храм
В Курской области сообщили об опасности атаки БПЛА
Все новости