Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Восемь с половиной трупов

В Центре им. Мейерхольда показал спектакль «Крюотэ» московского театра «А. Р. Т. О.» в постановке Николая Рощина

Центр им. Мейерхольда показал «антиманифест без антракта» — спектакль «Крюотэ», поставленный совместно с московским театром «А. Р. Т. О.» его создателем и руководителем Николаем Рощиным. Премьера стала злой самопародией и для режиссера, и для всего современного российского театра.

Этот спектакль, кажется, первая полноценная театральная работа, выросшая из «Театрального альманаха» — прошедшего в ЦИМе уже несколько раз проекта Ксении Орловой и Сабы Лагадзе. Участники «Альманаха» – режиссеры, делающие короткометражные спектакли на заданную тему. В последнем выпуске, показанном в мае, впервые эти мини-постановки создавались целыми труппами — от Мастерской Петра Фоменко до театра «Около дома Станиславского». Им было предложено порассуждать о театре – и отрывок от «А. Р. Т. О.» не только оказался одним из самых ярких, но и быстро вызвал большой резонанс в театральной среде. В итоге Рощин получил возможность продолжить работу. Как бы ни оценивать конечный результат, очевидно, что для режиссёра «Крюотэ» оказался наиболее значимым и удачным спектаклем за долгое время.

Николай Рощин – уникальный режиссер, что называется, с тяжёлой судьбой. Подавляющее большинство всех работающих сейчас в России постановщиков можно при желании разделить на поколения, на те или иные театральные жанры и направления, которым они принадлежат. Рощин же всегда существовал отдельно, не входил ни в одну театральную «тусовку» и не принадлежал ни одной театральной школе – с самого начала стал создавать свою собственную.

Уже его первый спектакль «Пчеловоды» по картинам Босха и Брейгеля, созданный им вместе с однокурсниками в ГИТИСе, в мастерской Алексея Бородина, сделался хитом европейских фестивалей.

Рощин вступил на редкую сегодня в театре (а в России и вовсе почти неизведанную) территорию искусства невербального, ритуального и ищущего свои истоки в самых древних театральных традициях. Он обращался к средневековой сцене и к античности, как бы пытаясь воскресить давно забытые законы.

На своём пути Рощин добился большого успеха, но затем на определенном этапе пришел к серьезному кризису.

Его «немодный» подход к театру, понимание театра как постоянного лабораторного процесса, для которого не обязателен результат, сыграли злую шутку. Старые спектакли игрались всё реже, новые создавались все мучительней. Когда труппе Рощина дали здание в Москве, играть было уже почти нечего, а весь основной состав рощинских актеров, тех, кто начинал с ним еще в ГИТИСе, постепенно полностью распался (в «Крюотэ» не занят уже ни один из них). Рощину пришлось, по сути, начинать все заново и опять с нуля формировать свой метод. Ни один из последних спектаклей «А. Р. Т. О.» так и не стал значимым событием – они были интересны и хорошо сделаны, но казались скорее остановками на дороге и прощупыванием чего-то нового, чем законченным результатом.

Очевидно, что Рощину тесно в заданных себе рамках:

режиссер, когда-то делавший «Филоктета» в античном амфитеатре, последние годы работает в крошечном подвале.

Сам способ существования его театра, где лабораторные занятия проходят каждый день, а новые спектакли выпускаются не чаще одного раза в сезон, кажется намеренным противостоянием всему сегодняшнему театральному процессу, где все нацелено на результат и скорость. Вместе с тем ясно, что Рощин, еще не так давно называемый многими среди самых перспективных режиссеров, теперь оказался в тени как новых, так и «старых» имен. Поэтому, когда он получил приглашение в «Театральный альманах», ему было важно взять реванш (особенно на фоне того, что свои лучшие спектакли он выпускал именно на сцене Центра Мейерхольда).

В «Крюотэ» Рощин как бы попытался прямо высказать все то, что он думает о современном театре, о роли и состоянии театра вообще. Это редкий у нас опыт режиссерской саморефлексии, воплощённой резко, жестко и беспощадно, в том числе и по отношению к самому себе. Рощин взял за основу тексты манифестов театрального реформатора Антонена Арто, вскрывающих суть «театра жестокости» («крюоте» по французски и означает «жестокость») и призывающих к решительному бунту против всего мира.

Герой «Крюотэ» как будто тот, кто прочитал все книги Арто и воспринял их слишком буквально.

На сцене экспрессивный человек с всклокоченными волосами, чем-то похожий на Мейерхольда. Он яростно выкрикивает слова Арто и Гротовского (важная для Рощина цитата: «Актеры должны быть подобны мученикам, сжигаемым на кострах, — они еще подают нам знаки со своих пылающих столбов»), а потом скрывается вместе с оператором (далее события транслируются на видео якобы в онлайн-режиме) за дверьми грузового лифта для декораций – и, облив себя бензином, совершает самосожжение.

Обгорелый, перемазанный сажей, он начинает крушить все на своем пути, борясь с рутиной не только театра, но и жизни. Отталкивает случайную прохожую от её же машины, мутузит несчастную ее же сумками с продуктами, а потом добивает, колотя головой о капот (кровь брызжет на лобовое стекло). Угоняет машину и, сыпля цитатами из Арто, сдобренными изысканным матом, продолжает свой тарантиновский «трип». Попадает в квартал Буратин, где вокруг авто бегают дикие длинноносые люди в колпаках с горящими стульями вместо факелов. А затем подъезжает к театру «А. Р. Т. О.» — и тут наступает кульминация этого мини-фильма.

В свой подвал Рощин поселяет всю театральную богему. На лекции, плавно переходящей в фуршет,

молодых деятелей театра учат, как создать «откровенное г***о», и заставляют повторять как мантру: «ОДНОРАЗОВОСТЬ. РЕЗОНАНС. АКТУАЛЬНОСТЬ».

Очевидно, что, хотя действие и происходит в театре «А. Р. Т. О.», на самом деле это камень в огород Центра Мейерхольда с его Школой театрального лидера.

В кабинете руководства герой находит директора, сгребающего в груду монетки, а затем застает целую сексуальную оргию с кокаином. А в зале театра еще на одном тренинге молодых режиссеров учат, что читки – это отдельный жанр и делать их куда легче, чем спектакли: ведь вместо одной постановки их можно устроить сразу 30! Этого поклонник Арто уже не может вынести – и методично расстреливает всех, кто не успевает в ужасе сбежать от него через окно.

В снятом Рощиным фильме, при всей пародийности, заложен серьёзный смысл. Все здесь в равной степени отвратительно, смешно, нелепо: и театральный радикализм, и сценическая рутина, и модные европейские течения.

В образе безумного последователя Арто режиссер Рощин высмеивает самого себя – одержимого экспериментатора, в какой-то момент демонстративно замкнувшегося в собственном мире.

Оказывается, что правильных путей в театре не существует, а любая идея, доведенная до абсурда, дискредитирует себя раз и навсегда.

То же самое происходит и с идеей театра Рощина во второй части спектакля – именно она была добавлена к показанному на «Альманахе» фильму. Тут режиссеру удалось создать одно из самых странных и изощрённых зрелищ, идущих сейчас в Москве. Фанат Арто застывает в картинной позе, и под медитативное звучание трубы из-под сцены долго поднимается почти настоящее кладбище, со свежей землей и множеством могил с надгробиями самых причудливых форм (здесь и пятиконечная звезда, и крест, похожий на антенну). Одну из могил герой ударяет копьем, после чего почти 10 минут в полной тишине ее разрывает.

Наконец, наткнувшись на гроб, взрезает его бензопилой и извлекает оттуда мертвую девушку.

Потом она оживет и он станет производить с ней странные манипуляции, а их реплики, взятые из «Кровавого фонтана» Арто, будут не произноситься, а проецироваться на экране (прямо как в ненавистном Рощину роде современного театра).

Дальше в спектакле чего только не происходит: и танец «голой» женщины с гротескными жировыми складками (Содержательница публичного дома из текста Арто), в итоге пронзающей копьем руку Бога, которая сочится литрами крови; и поединок героя с красным Молохом современного театра – гигантским рыцарем из управляемых актерами кусков картона. В итоге фанат Арто сам окажется в могиле и свой последний монолог произнесет уже, лежа на ее дне. После того как прочтёт один из самых яростных текстов реформатора «Всякое писание есть дерьмо» — матерную статью, изобличающую всё и вся, полную ненависти и презрения к целому миру.

«Крюотэ» Рощина – спектакль о том, как любая театральная утопия сегодня оборачивается клоунадой, как театр полностью утрачивает смысл, а выход из тупика для него уже невозможен.

Новости и материалы
В Белгородской области объявляли опасность атаки БПЛА
В российских консервах с печенью трески выявили значительное превышение нормы мышьяка
Заложенное за ипотеку имущество россиянам разрешат продать самим
Родителям рассказали, как заинтересовать ребенка сферой IT
Израиль нанес ракетные удары по Сирии
В ряде регионов Украины объявлена воздушная тревога
В Госдуме предложили создать в России аналог французского иностранного легиона
В Японии произошло землетрясение магнитудой 5,9
В Харьковской области произошел взрыв
Маркетолог рассказал о лайфхаках, как избежать неудачи при распродажах
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Бухарест обсуждает возможность передачи Киеву системы Patriot
ЕС может ввести новые ограничения против российских СМИ
РАН извинилась за недопуск ученой на собрание
Китайский Haopin анонсировал купеобразный седан в стиле Tesla
В зоне СВО замечено новейшее российское оружие
В США могут вторгнуться суперсвиньи
В 100 тыс. Toyota и Lexus обнаружена опасная неисправность
Все новости